А3

 Имена числительные.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).
  • с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат). Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).
  • с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
  • числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестра, по обеим сторонам).
Кроме этого, в задании А3 часто встречаются словосочетания с ошибками в употреблении падежных форм целых и дробных числительных. Важно помнить, что:
  • у сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.));
  • при склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трём (Д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (Т.п));
  • Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста;
  • При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым);
  • Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (И.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.), полутораста километрами (Т.п.).




Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.
Необходимо помнить следующее: нельзя ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:

Нейтральная
Сравнительная степень
Превосходная степень

простая
составная
простая
составная
Красивый
красивее
более (менее)
красивый
красивейший

Самый красивый,
наиболее красивый,
красивее всех


Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.


Образование форм глаголов.
Важно обращать внимание на следующие моменты:

  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

Инфинитив Ед.ч. Мн.ч.
Глядеть                          гляди                              глядите
ехать                           поезжай                        поезжайте
лазать                             лазь                                  лазьте
лезть                           полезай, лезь               полезайте, лезьте
лечь                                   ляг                                    лягте
трогать                        трогай                            трогайте

Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить !

  • В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс  - сь:

Инфинитив Ед.ч. Мн.ч.
Умываться                               Умывайся                         умывайтеСЬ
Встречаться                         Встречайся                      встречайтеСЬ

  • Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).
Образование форм деепричастий.
Необходимо помнить, что:
  • деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать - решая);
  • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить - решив);
  • иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя).
Образование форм местоимений.
Важно обращать внимание на такой момент: притяжательное местоимение их имеет только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!


Образование форм существительных.
Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных Им.п. ед.ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и Р.п., мн.ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен). Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:
  • существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ов (томатов, апельсинов). НО: яблок;
  • существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
  • существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;
  • существительные ж.р. на -ня в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
  • существительные ср.р. на -ье в большинстве своем в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ий (селенье- селений, побережье - побережий, раздумье - раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
  • в некоторых случаях окончания существительных в Им.п., ед.ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков –  предъявить пропуска).

Род имён существительных.
Род имён существительных относится к постоянным признакам. Опреде­лить род существительного не сложно, достаточно правильно подобрать ме­стоимение (он, она, оно). Ошибки в определении рода имён существительных связаны со следую­щими случаями:

Слова предполагают колебания в: роде — группа подобных существительных немногочисленна и требует запоминания.
Банкнот м. р. и банкнота ж. р., манжет м. р. и манжета ж. р., ставень м. р. и ставня ж. р., лан­густ м. р. и лангуста ж. р., раз­вилок м. р. и развилка ж. р.
Существительные относятся к словам общего рода.
Настоящая невежа (ж. р.) и на­стоящий невежа (м. р.)
Несклоняемые неодушевлённые имена существительные, оканчивающиеся на о/е, как правило, отно­сятся к среднему роду.
Безе (ср. р.), домино (ср. р.), кафе (ср. р.), рандеву (ср. р.), бра (ср. р.); исключение могут составлять слова, имеющие иную родовую закреплён­ность: кофе(м. р.)
Несклоняемые     неодушевлённые имена существительные, оканчива­ющиеся на иные гласные, предпола­гают подбор родовой пары, по кото­рой устанавливается родовая при­надлежность.
Кольраби (капуста) — ж. р.,
саля­ми (колбаса) — ж. р.,
сирокко (ветер) — м. р.,
иваси (сельдь) — ж. р.
Несклоняемые имена существитель­ные, обозначающие географические названия или понятия.
Онтарио (озеро) — ср. р.,
Тити-кака (озеро) — ср. р.,
Чикаго (го­род) — м. р. и т. д.
Несклоняемые одушевлённые имена существительные, указывающие на представителей животного мира.
Хитрая шимпанзе — огромный шимпанзе, грациозная фламин­го — розовый фламинго
Склоняемые и несклоняемые оду­шевлённые имена существительные, именующие лиц по профессии, как правило, употребляются в форме м. р., независимо от принадлежности к полу.
Он хороший врач, она хороший врач; она была прекрасным ат­таше, он был прекрасным ат­таше
Если аббревиатура может склонять­ся, то её род определяется по грам­матическому принципу.
Наш вуз (муж. р.) провёл день от­крытых дверей
Если аббревиатура не склоняется, то её род определяется по роду глав­ного слова словосочетания, из на­чальных букв слов которого состоит аббревиатура.
МГУ (Московский государственный университет) проводил международную студенческую олимпиаду по математике
Некоторые слова не имеют пары, обозначающей лицо, относящееся к муж.  роду.
Маникюрша, кухарка, швея

Склонение собственных имён существительных: фамилий и
географических названий.
Склонения фамилий.
Фамилии
Нормы склонения                                   Примеры
1. Иноязычные и рус­ские фамилии на со­гласный
Склоняются, если от­носятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам
к Олегу Финкелю и   к Марии Финкель; от Ивана Волка и от Ирины Волк
2. Русские фамилии на
-ЫХ, -ИХ
Не склоняются
Алексею Седых от Нины Черных
3. Фамилии на -ч
Муж. фамилии склоняются, жен­ские — нет
у Вулича Саши, от Марии Романович
4. Фамилии, совпадаю­щие с именами нарицательными или географическими названиями | типа Нос, Чуб, Ремень
Склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам
об Александре Рысе, роль Елены Соловей
5. Мужские и женские фами-лии на -ово, -ако, -аго,-яго
Не склоняются
речь Плевако, Жи­ваго, Дурново
6. Иностранные фами­лии на гласный
Не склоняются
роман Золя Эмиля, пьеса Бернарда Шоу, у мадам Бо-вари
7. Фамилии на -иа и финские фамилии на -а
Не склоняются
Гулиа, Эриа, Куусе-ла
8. Фамилии на -ия
Склоняются
стихи Гарсии, до­клад Берии
9. Фамилии на -ко, -о
Не склоняются в официальной речи
у Ивана Франко, от Клары Лучко, за Иваном Сито
10. Фамилии на ударный а(я) славянского происхож-дения; на неударный -а(я) независимо от происхождения
Склоняются
у Григория Сково­роды, труды Кампанеллы, стихи Пабло Неруды
11. Фамилии на -а, образо-ванные на основе  сочетаний глагола с сущ. в вин. падеже
Не склоняются
Семёна Забейворота, Дарьи Намнибока
12. Фамилии на -ок, -ек, -ец
Мужские фамилии склоняются, женс­кие — нет
Александра Почин­ка, Юрия Коринца и Марии Коринец
13. Грузинские и японс­кие фамилии
Нет четкой нормы: то склоняются, то не склоняются
Эдуарда Шевар­днадзе, о Фукусиме, стихи Булата Окуджавы, профес­сор Арташез Чикобава — профессора  Арташеза

Склонение географических названий

Нормы склонения
Примеры
  1. Географические названия
типа Шереме­тьево, Комарове, Мурино, Царицыно
Склоняемый и не­склоняемый вариан­ты нормативны НО: не склоняются, если
1) находятся при родовых названиях; 2)наименования за­ключены в кавычки
в Кемерове из Комерово, в Царицыне и в Царицыно на станции Лихово, от порта Ванино около фермы «Головлево»
2. Географические названия на согласный типа Красноярск, Суздаль и на гласный типа Горки


3. Названия княжеств, герцогств, штатов, провинций
Склоняются при употреблении с родо­выми названиями го­род, село, поселок, река, хутор, деревня, станция и т. д.
Не склоняются
из города Краснояр­ска, в городе Сузда­ле



в Княжестве Лих­тенштейн, в шта­те Калифорния
4. Названия озёр, урочищ, островов, гор, пустынь, мысов
Не склоняются
в пустыне Сахара, на мысе Челюскин
5. Сложносоставные названия — приложе­ния и названия, выра­женные словосочетани­ями
Не склоняются
в городке Санта-Барбара, до города Гусь-Хрустальный
6. Географические на­звания, представляю­щие собой полные фор­мы прилагательных
Склоняются вместе с родовым наименова­нием
на горе Железной, до острова Каменного

Образование причастий.
Страдательные причастия прошедшего времени (суффиксы –н, -нн, -т) не образуются:
— от глаголов на — (а)нуть: толкануть, садануть, стегануть, мазануть, одёрнуть, распахнуть и др.;
— от глаголов облобызать, пролепетать, обкорнать, прощебе­тать, просклонять, проспрягать, приютить, занозить, оттузить, сглазить, осиротить, насочинять, перерешать и др.
Страдательные причастия настоящего времени (-ом, -ем, -им) не образуются от не­которых глаголов, обозначающих действия, относящихся к быту (на­пример, кушаемый, подметаемый, стираемый и др.). Существуют глаголы, от которых образовать страдательные причастия настоящего времени невозможно: брать, пить, жевать, тереть, петь и др.
Образование причастий (продолжение).

От бесприставочных глаголов на  -путь образуются причастия, в кото­рых сохраняется суффикс -ну: пахнутъ, гибнуть, мёрзнуть пах­нувший, гибнувший, мёрзнувший.
От приставочных глаголов на -нуть образуются бессуффиксные вари­анты причастий: взмокнуть, засохнуть, стихнуть  -   взмокший, засохший, стихший.
Не следует забывать о том, что:
причастия от возвратных глаголов сохраняют постфикс -ся, -сь: улы­баться - улыбающийся.
причастия согласуются в роде, числе и падеже с тем существительным, от которого к  ним ставится вопрос.


Употребление предлогов в речи
Неправильный выбор предлогов нарушает нормы синтаксического управления. Неправильный выбор предлогов в или на влияет на значение высказывания, хотя оба предлога имеют общее значение направления дви­жения (куда?) или местонахождения (где?): в море (в глубине моря) и на море (на поверхности моря).
В настоящее время в употреблении этих предлогов нет однозначного выбора. Так, например, в одних случаях, указывая направление движения, правильно говорить в Одессу, в Сибирь, в горы, а в другом — на Кавказ, на море, на Байкал. Правильность выбора можно проверить через подбор предлогов-антонимов.
Антонимичными являются предлоги «а и с, в и из. По этим парам можно легко установить правильное употребление предло­гов: на фабрику — с фабрики, в Польшу — из Польши, в театр — из театра, на Кавказ — с Кавказа, на свадьбу — со свадьбы и т. п.
Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в кон­струкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям. Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на по­ложительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить — в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь».
Наиболее употребительным является предлог по. В современном языке наблюдается тенденция к ещё большей его нагрузке: часто встречается неу­местное и тавтологическое его употребление, нарушающее нормы литера­турного языка: По завершению информационной программы состоится премьера телефильма (по вместо после).
В речи встречаются ошибки в употреблении предлогов под и против. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение (выделить средства под проведение праздничных мероприятий — на­до: выделить средства для проведения праздничных мероприятий).

Упражнения
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте (на пол)
2) их работа
3) горячие супы
4) шестистами учениками
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) любимые профессора
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) больше шестиста рублей
2) нет мест
3) проиграв вступление
4) в двухстах метрах

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько яблок

2) лежит на шкафе
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) богатейший выбор
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфлей
2) выправь текст
3) несколько полотенец
4) старые профессора

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
3) чудеснейшим образом
4) здоровые дёсны
8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ихние письма
2) в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) дешевле
2) об аэропорте
3) по их указанию
4) едь побыстрее
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) шестьюстами учебниками
2) едь вперёд
3) спелых абрикосов

4) жёстче дерева
11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много облаков
2) хорошо проповедовает
3) поезжай
4) с двумястами бойцами
12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) поезжай
2) свыше четырёх тысяч метров
3) несколько яблок

4) обгрызанный
13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи пятому году
2) жгёт костер
3) пачка макарон
4) фильм интереснее
14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) ихней работой
3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель


15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) прочитая рассказ
2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году
4) поезжай домой
16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в две тысячи двадцать втором году
2) старые пропуска

3) совсем озяб
4) несколько огурец
17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) не пророняя (слов)
2) в боку
3) знаменитые профессора
4) красивейший
18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью рублями
2) оденьтесь теплее
3) высохла

4) спелых абрикосов
19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более глубочайший
2) лягте на пол
3) шофёры
4) в трехстах метрах
20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лажу по крышам
2) часовые пояса
3) с семьюстами метрами
4) разожгёт костёр
21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торта
2) в аэропорту
3) моложе брата
4) в трёхстах метрах
22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте на диван
2) их дети
3) пять блюдец
4) больше пятьдесят рублей
23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько полотенец
2) их тетради
3) из полтора метров материи
4) самый молодой
24. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) четырьмястами рублями
2) полощущий бельё
3) много вишен
4) более выше
25. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двухстами предметами
2) килограмм помидоров
3) серьёзнейшее замечание
4) поезжайте в город
26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) смотрев вперёд
2) лучшие парикмахеры
3) о трёхстах участниках
4) около двух килограммов
27. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по их желанию
2) в двух тысяч пятом году
3) красивейший пейзаж
4) прополощи бельё
28. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) на триста пятьдесят седьмой странице
2) эта работа более лучше
3) несколько мандаринов
4) хорошие доктора
29. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) в течение тридцати пяти минут
3) ихней работой
4) дамских туфель
30. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) о полутора часах
2) пришел более позднее
3) четырьмястами студентами
4) две пары ботинок
31. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) повеселее
2) ряд критериев
3) не пророняя слов
4) обоих студентов
32. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) попробоваем
2) килограмм яблок
3) пара полотенец
4) наисложнейший
33. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм вафель
2) ехай в Подмосковье
3) семьюдесятью процентами
4) более резкое движение
34. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) шестьюстами учебниками
2) пусть попробовает
3) спелых абрикосов
4) жёстче дерева
35. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) мокла под дождём
2) чудеснейшим образом
3) косвенных падежов
4) здоровые дёсны
36. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) четырьмястами строчками
2) все директора гимназий
3) кратчайший путь
4) более выше
37. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте на коврик
2) пара варежков
3) в шкафу
4) к трёмстам сорока четырём избирателям
38. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) любимые профессора
2) более восемьсот миллионов
3) ярче солнца
4) поезжайте поездом
39. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара яблок
2) несколько полотенец
3) поезжай быстрее
4) около пятиста километров
40. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте
2) почётные титулы
3) пятьюстами тридцатью тремя метрами
4) менее слаще
41. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) положи на полку
2) несколько яблок
3) более лучший ответ
4) семьюдесятью процентами
42. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) разъехайтесь
2) почти в ста странах
3) банка сардин
4) длиннее
43. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) длиннее
2) ехайте быстрее
3) заморозков
4) на обоих берегах
44. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) полки для кухонь
2) красивее дочери
3) мощные компьютера
4) в тысяча девятисотом году
45. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов риса
2) ляжьте
3) свыше семисот пятидесяти тысяч
4) дальние деревни
46. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вместе с детьми
2) много яблоков
3) искомый ответ
4) наилучших снимков
47. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара носков
2) лягте на спину
3) тремястами дисками
4) более честнее
48. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) гора апельсинов
2) более честно
3) ихние дела
4) попробует торт
49. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) около пятиста фотографий
2) поезжайте в город
3) пара носков
4) наиболее уместный
50. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжь на спину
2) знаменитые профессора
3) в боку
4) красивейший
51. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) около триста фотографий
2) поезжайте в город
3) пара носков
4) наиболее уместный
52. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) красивше
2) две седьмых
3) много вишен
4) посади дерево
53. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара сапог
2) килограмм помидоров
3) ехай вперёд
4) в две тысячи пятом году
Ответы:
1) 4; 2) 2; 3) 1; 4) 3; 5) 2; 6) 1; 7) 2; 8) 1; 9) 4; 10) 2; 11) 2; 12) 4; 13) 2; 14) 2; 15) 1; 16) 4; 17) 1; 18) 1; 19) 1; 20) 4; 21) 1; 22) 4; 23) 3; 24) 4; 25) 1; 26) 1; 27) 2; 28) 2; 29) 3; 30) 2; 31) 3; 32) 1; 33) 2; 34) 2; 35) 3; 36) 4; 37) 2; 38) 2;   39) 4; 40) 4; 41) 3; 42) 1; 43) 2; 44) 3; 45) 2; 46) 2; 47) 4; 48) 3; 49) 1; 50) 1; 51) 1; 52) 1; 53) 3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий